Для наших современников рыцарские турниры четко ассоциируются с многолюдными аренами, закованными в латы всадниками с пиками наперевес, прекрасными дамами. И все это – в окружении замков средневековой Европы, но никак не на площадях Санкт-Петербурга или Москвы. И неудивительно, ведь на Руси не существовало рыцарского сословия. И, тем не менее, Театральная площадь Санкт-Петербурга ранее называлась Карусельной именно в честь проводимых на ней рыцарских турниров, получивших название «карусель» (франц. Carousel). Именно так во Франции называли театрализованные конные представления, сменившие воинские ристалища.
Кто такие рыцари
Самым первым прообразом рыцарей стали древнеримские эквиты (всадники), составлявшие отдельное сословие. Прототипы рыцарского вооружения появились позже – тяжёлое вооружение сарматской конницы и длинный меч гуннского типа. Само слово «рыцарь» в польском (rycerz) и немецком (ritter) языках означает «всадник».
Рыцарство как военное сословие формировалось в Европе постепенно, по мере перехода от народного пешего войска к постоянному конному войску вассалов. К X в. это был не просто всадник в тяжелом вооружении, а воин, соблюдающий законы сословия – военные, нравственные, духовные. Огромную роль играла церковь – рыцари были прежде всего защитниками веры. Пройти посвящение в рыцарский орден мог только человек благородного происхождения, имеющий воинскую подготовку.
По истечении веков рыцарство потеряло военное значение, постепенно слившись со знатью и став только дворянским почетным титулом. В XVI в. эра рыцарей-воинов завершилась. Тем не менее, рыцарские ордена существуют и сегодня, и посвящение в рыцари является одной из самых престижных наград.
Рыцарские турниры
Военные состязания в средневековой Европе устраивались для демонстрации воинского мастерства участников, а также для увеселения толпы. Их организаторами выступали короли, князья, герцоги и другие знатные сеньоры, созывая турниры по самым разным поводам – подписание мирного договора, коронация, бракосочетание, рождение наследника, возвращение из крестового похода и прочее. На ристалище собирались рыцари с разных концов государства, а часто и со всей Европы. Эти зрелища были одинаково любимы знатью и простолюдинами.
Русские воины и их турниры
Воинская культура Руси значительно отличалась от западноевропейской. Частично это происходило по экономическим причинам. Нехватка качественного железа делала тяжелые латные доспехи неоправданно дорогими, снарядить отряд таких воинов не могли даже самые богатые из удельных князей.
Но основная причина была в другом – внешние враги были разными. В отличие от рыцарей, отправлявшихся в крестовые походы воевать за католическую веру, русские дружинники (если не считать междоусобных войн) были заняты обороной своих рубежей от кочевников. И там неповоротливый тяжеловооруженный воин стал бы легкой добычей для юрких всадников. Дружинники выбирали то вооружение, которое помогало им выжить и победить в схватке. Поэтому основным доспехом были не громоздкие латы, а гибкая, но прочная кольчуга. А примерно с середины XI в. дружинные прямые мечи каролингского типа, похожие на рыцарские, вытеснялись саблями, попавшими на Русь вместе с кочевниками.
Будущих воинов начинали готовить в 12-14 лет. Для сражения в конном строю необходимо было искусно владеть оружием, не менее искусно управлять лошадью, и уметь сражаться в общем строю. Это достигалось многолетней тренировкой, а для демонстрации умений проводились воинские игрища. В летописях их описание встречается редко – возможно, потому, что церковь не поощряла тему развлечений. Но упоминаются подобные состязания как достаточно распространенное явление. От рыцарских турниров они отличались отсутствием формализма и жестких правил вроде специального оружия, герольдов, шарфа прекрасной дамы и прочего. Не случайно в летописях их именуют «играми» или «игрушками». Сохранилось упоминание о подобном зрелище в Киеве в 1150 г. Князем Изяславом Мстиславовичем. Еще одни игрища устроил в 1249 г. сын Михаила Черниговского Ростислав.
Проводились игрища и для пеших воинов. Например, есть описание, как в 1230 г. младший брат Даниила Галицкого Василько устроил в княжеском дворе бой на мечах с двумя дружинниками. Проводились и состязания лучников.
«Благородные карусели»
Постепенно и русские игрища, и европейские турниры ушли в прошлое. Но знать не желала отказываться от галантных зрелищ. На смену средневековым рыцарским турнирам пришли «благородные карусели» – театрализованные представления всадников. Участники, одетые в исторические костюмы, демонстрировали умение ездить верхом, сражаться на копьях, применять оружие на манекенах, метать дротики и прочие воинские навыки. Двигались они при этом каруселью, по кругу, поочередно выполняя задания. В Европе XVII-XIX вв. такие забавы были очень популярны при королевских дворах. Король Франции Людовик XIV очень любил эти зрелища, и проводил «турниры» так часто, что площадь перед Лувром так и назвали – «Карусель».
В России обычай устраивать конные праздники ввела Екатерина II. Она сама была прекрасной наездницей и умела ценить технику выездки. Первая карусель должна была пройти летом 1765 г. Ответственным за праздник Императрица назначила князя П.И. Репнина, который бывал на таких зрелищах в зарубежных поездках. Взяв их за образец, он разработал детальные «Описания карусели», которые были одобрены Екатериной. Зрелище планировалось масштабным и красочным, но подвела погода. Лето 1765 г. выдалось на редкость ненастным даже для Санкт-Петербурга, и праздник пришлось отложить на год.
Он состоялся 27 июня 1766 г., поразив зрителей своим великолепием. Билеты были бесплатными, единственным условием для зрителей был опрятный внешний вид. По проекту архитектора Антонио Ринальди на Дворцовой площади возвели деревянный амфитеатр с ложами для императрицы и малолетнего наследника престола. По бокам ложи разместились места для зрителей. Рядом с площадью был разбит палаточный городок из расписных шатров, где участники могли переодеться и подготовиться к состязаниям.
Были назначены 12 судей из числа придворной знати, главным судьей стал фельдмаршал Б. Миних.
В карусели участвовали четыре команды-кадрили – славянская (под командованием Ивана Салтыкова), римская (Григорий Орлов), турецкая (Алексей Орлов), индийская (Николай Репнин). Участники были одеты в роскошные экзотические костюмы согласно роли. В состав каждой кадрили входили наездники, метатели копий, стрелки. В состязаниях принимали участие и дамы – сидя в колеснице, управляемой возничим, они соревновались в меткости стрельбы из луков и метания дротиков. Кроме того, каждую кадриль сопровождали музыканты, исполнявшие национальные мотивы.
В 4 часа дня артиллерийский залп возвестил о начале турнира. Зрители пришли в восторг еще до начала состязаний, наблюдая за проездом колонны участников к Зимнему дворцу. Яркие этнические костюмы, лошади в нарядной сбруе, непривычные разукрашенные колесницы, музыка других народов – жители Санкт-Петербурга наслаждались роскошным карнавалом.
Турнир открыли дамы. Проезжая по кругу мимо мишеней, они старались превзойти соперниц в меткости. Задания для мужчин были разнообразнее – кроме демонстрации верховой езды, они срубали головы манекенам, метали копья в картонных тигров и совершали другие подвиги.
Награды не уступали празднику в роскоши. Дам ожидали усыпанные бриллиантами брошь, табакерка и перстень, кавалеров – не менее великолепные бриллиантовая пуговица с петлицей на шляпу, трость и перстень. Победителями в тот день стали дочь графа Чернышева Наталья и князь Иван Шаховской. Императрица лично одаривала победителей. А закончилась карусель тожественным ужином, который продолжался всю ночь.
В память первой карусели были отчеканены медали и жетоны, авторами которой стали два наиболее значительных представителя русского медальерного искусства второй половины XVIII века – Тимофей Иванов и Самойла Юдин. На медали изображено здание амфитеатра, над которым парит орёл с лавровым венком в клюве. Слева, на первом плане, изображение женской фигуры, символизирующей реку Неву. Сверху надпись: «СЪ АЛФЕЕВЫХЪ НА НЕВСКИЕ БРЕГА», внизу указана дата проведения карусели – 16 июня 1766 г.
Фото - Медаль в память придворной карусели. Бронза, диаметр 65мм. Очный аукцион 42, октябрь 2024 года, лот 444.
Были отчеканены и памятные жетоны в трёх металлах. Известно о двух разновидностях жетонов: с орлом на реверсе и с копьем и стрелой на реверсе. Вторая разновидность известна только в виде крайне редкого новодела в меди.
Фото -Жетон в память придворной карусели. Золото. Очный аукцион 6, октябрь 2015 года, лот 372.
Фото -Жетон в память придворной карусели. Новодел. Медь. Очный аукцион 22, декабрь 2019 года, лот 528.
Эту карусель еще долго помнили и в России, и в Европе. Зрители были в восторге и требовали продолжения. Всего через месяц провели второй турнир. Лидерами среди кавалеров были не уступающие друг другу братья Орловы. Григорий все же сумел победить и был награжден золотым лавровым венком.
Императоры XIX века продолжили традицию придворных каруселей. Так по желанию Павла I арена для каруселей была перенесена с Карусельной площади Санкт-Петербурга в Гатчину. Здесь недалеко от дворца был сооружен землебитный постоянный амфитеатр с дерновыми скамьями. Арена диаметром более 60 м окружал трехметровый земляной вал. Через вал устроены 4 прохода на арену. Проект амфитеатра разрабатывал талантливый архитектор Н.А. Львов. Он планировал украсить амфитеатр коваными воротами с вензелем императора, статуями, шпалерами из стриженного кустарника по верху вала, светильниками. Но после убийства Павла I работы были свернуты. Остатки амфитеатра до сих пор видны в гатчинском парке.
При Александре I известным поклонником и устроителем каруселей был граф Алексей Орлов-Чесменский. Он выстроил в своей московской усадьбе специальный павильон для конных праздников, амфитеатр которого вмещал до 5 000 зрителей. Сохранилось подробное описание турнира, прошедшего 20 и 25 июня 1811 г. Он стал последним в российской истории турниром-каруселью из четырех кадрилей. В состязании участвовало 4 кадрили – военная, русская, галльская, венгерская. Программа состязаний включала искусство верховой езды, стрельбы из пистолета, владения копьем и шпагой. Победитель 20 июня получил отличные пистолеты работы известного мастера Кухенрейтера. 25 июня призом была золотая медаль.
Император Николай I всерьез увлекался рыцарской культурой. Неудивительно, что в его правление карусели стали особенно популярны. Особый интерес и восхищение зрителей вызвала карусель 23 мая 1842 г., проведенная в честь 25-летия обручения императора со своей супругой. К ней готовились два месяца. Страстный коллекционер оружия, Николай I собрал уникальную коллекцию подлинных средневековых лат. В них и должны были блистать на арене участники. Местом подготовки был выбран Михайловский манеж. Театрализованный турнир состоялся 23 мая. В представлении участвовало 16 пар. Дамы были в специально сшитых средневековых нарядах, кавалеры в подлинных рыцарских доспехах из коллекции императора. Перед небольшой группой зрителей (были допущены только родственники участников) полтора часа демонстрировались танцевальные фигуры конной кадрили.
Карусели проводились и в дальнейшем, но их масштаб постепенно снижался. В XX в. от их проведения отказались полностью. А на смену движущимся по кругу всадникам пришли веселые детские аттракционы – карусели.
Наше предложение
Аукционный Дом "Редкие Монеты" специализируется в проведении аукционов по русским монетам и медалям. На каждом аукционе представлены предметы, имеющие отношение к развлечениям и каруселям русских императоров. Наши эксперты проводят бесплатную экспертизу, помогают в формировании коллекций. На все купленные у нас предметы, предоставляется бессрочная гарантия подлинности. Мы с удовольствием станем Вашим проводником в увлекательном мире нумизматики.