+7 (499) 703-41-35
+7 (985) 778-72-02
Whatsapp   Telegram   Viber
info@rarecoins.ru

понедельник–пятница c 1100 до 1900.

Главная » Статьи » Медальер Тимофей Иванов

Медальер Тимофей Иванов

Статьи

Назад к списку статей

Изготовление монет и медалей тесно связано с медальерным искусством, то есть умением создавать штемпели для чеканки. Это отдельный вид искусства, требующий особого таланта, владения малыми скульптурными формами, ясной и лаконичной пластикой. Одно из самых ярких имен российской нумизматики – медальер Тимофей Иванович Иванов. До нас дошли крайне скудные сведения о его жизни, но сохранившиеся работы позволяют в полной мере оценить удивительный талант этого самородка.

Биографические сведения

Мастер родился в 1729 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был монетчиком, поэтому мальчика с малых лет приучали к ремеслу. Первые профессиональные навыки по резке штемпелей он получил от отца, а в 1745 г. Тимофея отдали в ученики на Санкт-Петербургский монетный двор.

В 1751 г. на монетном дворе начал работу приглашенный из Шотландии медальер Бенджамин Скотт, подопечным которого стал Тимофей. Оценив художественные способности ученика, его определили в рисовальный класс Императорской Академии художеств. Так в одном человеке соединились природный талант, опыт практической работы и академические знания.

В 1762 г. Тимофей был назначен на должность медальера Санкт-Петербургского монетного двора. В начале юноше поручались несложные задания, исполнение копий с чужих произведений, но вскоре растущее мастерство позволило создавать авторские работы. В 1800 г. Иванов ушел с должности казенного медальера, и через три года, в 1803 г., умер.

Медальерное искусство

До правления Петра I монетное искусство России заметно уступало европейскому. Денежные реформы Петра Великого привели к значительному улучшению качества монет, но мастерство отечественных мастеров еще долго уступало зарубежным медальерам. Поэтому и в правление Елизаветы Петровны в Россию приглашали известных иностранных мастеров.

Тимофей Иванов, обладающий самобытным талантом, получил редкую возможность учиться у выдающихся наставников. Он не успел лично познакомиться с одним из самых выдающихся медальеров того времени, Иоганном Карлом Гедлингером, который уехал из России в 1737 г. Но после знаменитого швейцарца остались ученики, которым он успел передать часть своего мастерства, а также великолепные образцы памятных медалей и монет.

Наставником молодого самородка был признанный мастер Б. Скотт, здесь же работал известный швейцарец Жак-Антуан Дасье. Творческая атмосфера, негласное соперничество между мэтрами, возможность учиться у них тонкостям мастерства стали для Тимофея настоящей удачей. Способность молодого художника впитывать знания, перенимать тонкости работы признанных мастеров перерастали в собственные формы выражения.

Первым ярким проявлением самобытного таланта стало создание портрета императрицы. В этот период она была особенно озабочена созданием своего образа, для написания ее портретов приглашались лучшие художники Европы. Но самым массовым изображением оставался профиль на монетах.

Для создания новых монет свои варианты портретов предлагали Скотт, Дасье и другие мастера. Между двумя мэтрами даже началось соревнование за право чеканить собственный тип портрета. Первоначально высочайшее одобрение получил вариант Скотта, но вскоре императрице перестало нравиться и это изображение. В поисках новых идей обратились к молодому и талантливому Тимофею Иванову.

Для создания нового портрета он решил взять все лучшее из уже накопленной монетной иконографии императрицы. Построение общего композиционного строя он перенял у миниатюр Гедлингера. При сравнении работ двух мастеров можно уловить общие черты – крупная величественная голова, изящная небольшая корона, богато украшенный корсаж, живописная драпировка плеча.

МЕДАЛЬЕР ТИМОФЕЙ ИВАНОВ

Фото - 1 рубль 1758 года. СПБ-ЯI. Очный аукцион "Редкие Монеты" №12, лот 313.

Из работ Дасье Иванов перенес в портрет императрицы филигранную проработанность черт лица, спокойную плавность линий, гармоничность силуэта. Отдельной проблемой были императорские уши, которые Елизавета упрямо считала безобразными. Здесь помогла находка Скотта, разработавшего оригинальный тип прически, скрывавший уши.

Итогом работы молодого мастера стало великолепное иконографическое изображение императрицы Елизаветы Петровны, не похожее ни на один из прежних профильных портретов. Было создано три варианта, незначительно отличающихся друг от друга. Этот портрет украсил собой не только рублевики, но и многочисленные медали.

В полной мере гений медальера проявился в период царствования Екатерины II. Его авторству принадлежат штемпеля золотых и серебряных монет 1762—1796 всех достоинств.

МЕДАЛЬЕР ТИМОФЕЙ ИВАНОВ

Фото - 10 рублей 1764 года. СПБ-TI. Очный аукцион "Редкие Монеты" №34, лот 459.

Большинство штемпелей Тимофея Иванова помечены литерами «TI», «ТИ», «ТИМОѲЕI∙I∙F», "∙T∙I∙F∙", "ТИМОѲЕИ ИВАНОВЪ".

Яркий калейдоскоп образов создают медали, созданные Ивановым в память значимых событий второй половины XVIII века, а также его работы для исторической серии медалей.

МЕДАЛЬЕР ТИМОФЕЙ ИВАНОВ

Фото - Медаль 1703 года. В память взятия Ниеншанца. Бронза, диаметр 48мм. Очный аукцион "Редкие Монеты" №39, лот 187.

МЕДАЛЬЕР ТИМОФЕЙ ИВАНОВ

Фото - Медаль 1783 года. В память принятия Грузии в Российское подданство. Бронза, диаметр 79мм. Очный аукцион "Редкие Монеты" №36, лот 389.

Русский медальер Тимофей Иванов – яркий пример таланта-самородка, чье творческое наследие стало украшением отечественной нумизматики.

Назад к списку статей