Монеты различных эпох являются уникальным источником исторических сведений. Изображения на них помогают восстанавливать фрагменты далекого прошлого. В отдельную категорию выделяют портретные монеты, дающие наглядную картину прошедших эпох.
Первые монеты с портретами
Первым профилем, отчеканенным на денежных знаках, стал профиль льва. Изображение царя зверей украшало первые монеты в истории человечества, изготовленные в Лидии в 610-600 гг. до н.э. Позже стали появляться изображения богов, а затем и людей. Известны монеты VI в. до н.э. с рисунком головы воина (Эфес) и метателя диска (Кизик), но нет уверенности, что это именно портреты, а не собирательный образ.
Древняя Греция
Мастера Древней Греции со временем превратили монеты в шедевры медальерного искусства. Его расцвет начался в V в. до н.э., и продолжался на протяжении классического и эллинистического периода. Первыми на монетах начали появляться узнаваемые изображения богов и героев – Афродиты, Зевса, Геракла и прочих.
Первым узнаваемым портретом реального человека стал портрет Александра Македонского на драхмах и тетрадрахмах. Вначале его изображали в виде Геракла во львиной шкуре, но с чертами лица Александра. Традицию после смерти молодого монарха продолжили его полководцы. Разделив между собой созданную им империю, они чеканили монеты с его профилем.
Фото - Тетрадрахма. Аттика. Афины. Очный аукцион "Редкие Монеты" №18, лот 5.
Позже правители эллинистических государств начали выпускать монеты со своим изображением. Монеты древнегреческих полисов поражают мастерством исполнения, граверы умели добиваться очевидного сходства портрета с оригиналом. От классических монет они отличаются неправильной формой и высоким горельефом.
Древний Рим
Римляне позаимствовали технологии изготовления монет у греческих мастеров. По уровню художественного мастерства они уступали эллинам, но сумели поднять технологию изготовления на более высокий уровень – монеты приобрели более правильную форму, рельеф стал ниже. Монетный двор при храме Юноны на Капитолийском холме чеканил денарии миллионными тиражами.
Первым на римских монетах появился портрет Помпея Великого, в I в. до н.э. Следующим правителем стал Гай Юлий Цезарь, первый император Рима. Именно при нем выпуск монет с портретом правителя стал традицией, дошедшей до наших дней.
Портретное дело в Римской империи получило повсеместное распространение, каждый монетный двор имел своего художника-медальера. Изображение правителя на монетах имело и политическое значение – появление денег с новым портретом извещало жителей провинции о смене императора. Портрет чеканился на аверсе, а на реверсе правитель приказывал изобразить свои победные свершения.
Со временем начали выпускать монеты с портретами семьи императора. Знатоки отмечают искусство римских мастеров, создававших реалистичные миниатюры, обладающие сходством с оригиналами.
Фото - Аурей. Клавдий и Нерон. 50-54 гг. Очный аукцион "Редкие Монеты" №18, лот 21.
Падение Римской империи стало причиной многовекового упадка монетного искусства. Монеты других стран были гораздо грубее, с примитивными рисунками. Причиной отказа от сложных изображений был, среди прочего, маленький размер денежных знаков – большинство европейских монет имели вес около 1 г., тогда как римские денарии могли весить до 4 г.
Древняя Персия
Первым правителем, чье изображение появилось на персидских дариках и сиклях, стал Дарий Великий (522-486 гг. до н.э.). Изображение не было портретом, это фигура коленопреклоненного стрелка из лука. Символом царской власти была узнаваемая зубчатая корона на голове лучника. Лук также считался одним из атрибутов власти. В правление Ахеменидов изображение не менялось на протяжении 200 лет, на монетах чеканили собирательный образ правителя.
Первым персом, чей портрет появился на монете, стал персидский сатрап Тиссаферн. Серебряную тетрадрахму с его профилем отчеканили в Милете в 411 г. до н.э.
Другие страны
Монеты средневековой Европы были далеки от совершенства. Грубые, неправильной формы, они не отличались красотой рисунка. На них часто изображали портреты монархов, чаще всего анфас, но сходство с оригиналом было минимальным. Известны редкие экземпляры с портретами жен правителей.
Искусство медальеров постепенно совершенствовалось. В XII в. в германских землях чеканили монеты высокого художественного качества. Изготовлением штемпелей занимались профессиональные художники-граверы, изображавшие святых и правителей. О портретном сходстве речи не шло, это были стилизованные фигуры, но с тщательной проработкой деталей – атрибутов власти, одежды.
Возрождение портретных монет произошло в эпоху Ренессанса. В середине XV в. в Италии появилась мода на монеты-медали увеличенного диаметра с портретами, получившие название «тестоны» от итальянского «testa» (голова). В основном они изготавливались из бронзы по античным образцам. В Англии в 1504 г. отчеканили тестон с похожим портретом Генриха VIII.
В европейской торговле широко использовались талеры. Император Фердинанд II чеканил в Богемии талеры со своим изображением в полный рост. Эти экземпляры интересны тем, что обычно изображался профиль или погрудный портрет. Высоким художественным уровнем отличается талер с портретом эрцгерцога Максимилиана III Австрийского, магистра Тевтонского ордена. Что интересно, позже в Италии появились точные копии этих монет, но с портретами итальянских правителей.
Традиции портретной чеканки продолжаются и в наши дни, особенно в странах с монархическим режимом.
Портретные монеты в России
До появления собственных монет на Руси имели хождение византийские монеты с портретом императора на аверсе. Именно они были приняты за образец для чеканки первых русских монет. На рубеже X-XI вв. в Киеве князь Владимир Святославович начал чеканку златников и сребреников со своим условным изображением, не имеющим никакого портретного сходства. Но вскоре чеканные монеты были вытеснены гривнами – слитками серебра.
Фото - Князь Владимир Святославович. Сребреник 988-1015 гг. Очный аукцион "Редкие Монеты" №29, лот 28.
В начале XV в. вновь начался массовый выпуск чеканных монет с различными изображениями. Часто изображали воинов, от рисунка воина с копьем пошло название «копейка». Но до портретных изображений было еще далеко.
Монета Софьи Алексеевны
Очень интересная история первой русской монеты с изображением женщины. Старшая сестра Петра I, царевна Софья Алексеевна, была фактической правительницей при малолетних царях Иване и Петре. По ее приказу и была изготовлена наградная монета из золота для участников похода на Крым. На аверсе – погрудный портрет юных царей Ивана и Петра, на реверсе – поясной портрет Софьи. Что интересно, цари изображены не в коронах, а в шапках великих князей, Софья же увенчана короной, а в руках она держит скипетр, символ самодержавной власти. Портретом эти изображения можно назвать лишь условно.
Фото - жалованый золотой в 1/4 угорского 1687 года. Очный аукцион "Редкие Монеты" №39, лот 184.
Монеты Петра I
Монетное дело России вышло на новый уровень после денежных реформ Петра I 1694-1704 гг. устаревшая денежная система Русского царства нуждалась в реорганизации. Было обновлено оборудование монетных дворов, из Европы выписывали мастеров, включая медальеров.
В 1699 г. были изготовлены две пробные серебряные полтины с портретом Петра I:
- анфас, погрудный портрет по русским традициям, со скипетром и державой;
- профиль, по европейскому образцу, с лавровым венком.
Для тиража 1701 г. был выбран второй вариант. Тогда же в массовое обращение были выпущены и портретные полуполтины.
В 1704 г. началась чеканка серебряных рублей с четким узнаваемым профилем молодого Петра I работы Ф. Алексеева. Позже чеканились рубли с портретами других мастеров, в латах, античных доспехах, горностаевой мантии.
Развитие монетного дела
Начиная с этого времени, портрет монарха помещался на российских монетах крупных номиналов. Монетное дело развивалось, портреты становились все искуснее и детальнее. При Екатерине II в Императорской академии художеств был основан медальерный класс.
Традиция портретных монет была нарушена Павлом I, который в 1796 г. отказался от размещения своего портрета, заменив его девизом. Существует версия, что на решение императора повлияла судьба французского короля Людовика XVI. После начала Французской революции король пытался бежать из Парижа в Бельгию, но на одной из остановок его якобы опознали по портрету на золотом луидоре. Король был арестован и впоследствии казнен.
Вновь портрет монарха на аверсе появился только через 90 лет, в правление Александра III. Больше традиция не прерывалась вплоть до Октябрьской революции. В Советском Союзе портреты знаменитых людей начали изображать на юбилейных сериях с 1965 г.
Анфас или профиль
Если сравнить портреты на бумажных и металлических денежных знаках, обнаружится любопытная закономерность – на банкнотах большинство портретов изображено анфас, а на монетах исключительно в профиль, за редким исключением памятных экземпляров.
Это различие легко объяснимо. Размеры банкнот позволяют разместить изображение анфас или три четверти, как на живописных портретах, – это более выгодный ракурс, а места вполне достаточно, чтобы тщательно прорисовать все детали и создать узнаваемый портрет.
Небольшой размер монетного аверса ограничивает возможность создания реалистичного изображения в анфас, даже на современном оборудовании. Сделать реалистичный профиль проще, иногда для узнавания достаточно характерного силуэта. Поэтому сегодня портреты анфас чеканят очень редко, в основном на памятных монетах, которые изготавливают более тщательно, используя повышенный рельеф.
Портреты анфас на монетах были популярны в Средние века. Но тогда от рисунков не требовалось реалистичности и сходства с оригиналом. Изображения, выполняемые примитивными инструментами, часто напоминали детские рисунки. Постепенно требования правителей к качеству портретов росли, и более узнаваемые профили стали стандартом.
Четко оговоренных правил, куда должен быть повернут профиль, не существовало. Лево- и правосторонние профили могли свободно чередоваться. На российских монетах в большинстве случаев изображен правосторонний портрет.
Интересная история произошла с шиллингами Генриха VIII, где он был изображен анфас. При его правлении государственная казна была опустошена из-за войн и неумеренных трат самого короля. Чтобы пополнить казну, Генрих решил схитрить – он втайне отдал распоряжение отливать шиллинги не из серебра, а из меди, лишь покрывая их тонким слоем благородного металла. Но тонкий слой быстро истирался, и в первую очередь это происходило с самой выступающей деталью рельефного портрета – носом, который приобретал медный отлив. В итоге Генрих VIII вошел в историю под народным прозвищем «старый медный нос».
Самые дорогие портретные монеты
Среди портретных монет есть настоящие сокровища, имеющую высокую историческую, культурную и коллекционную стоимость, например:
- Александрийская октодрахма Птолемея II. 282-246 гг. до н.э. На золотой монете изображен парный портрет правителей Египта Птолемея II и Арсинои II.
- «Анна с цепью». Серебряный рубль 1730 г. Монеты, отчеканенные в первый год правления Анны Иоанновны. На аверсе – портрет императрицы, на реверсе – двуглавый орел в обрамлении цепи Ордена Святого Андрея Первозванного. Известно только о трех сохранившихся экземплярах.
- «Распущенные волосы». Серебряный доллар США 1794 г. Монета с изображением профиля Свободы с распущенными волосами является самой дорогой в мире. Тираж 1794 г. составил 2000 монет, 242 из которых были оправлены на переплавку. Остальные были розданы в качестве сувениров высокопоставленным лицам. Сегодня известно около 200 экземпляров.
- «Константиновский рубль». Серебряный рубль 1825 г. На аверсе – портрет великого князя Константина, представленного как император России. Но цесаревич заранее отрекся от права наследования, поэтому восемь отчеканенных экземпляров было спешно изъяты, опечатаны и надолго спрятаны в архиве Министерства финансов.
- 5 рублей 1907 г. В августе 1907 г. в предместье Санкт-Петербурга, в лагере Лейб-гвардии Конного полка, было начато строительство храма св. Ольги, в честь дня рождения великой княжны Ольги Николаевны. К этому дню был выпущен специальный тираж из 109 золотых пятирублевых монет. Их уникальность в дате, так как в этом году номинал больше не чеканили. 100 монет заложили в фундамент церкви в честь 100-летия битвы с Наполеоном под Фридландом, в которой полк принимал участие. Оставшиеся 9 монет раздали участникам церемонии.
- 25 рублей 1908 г. Золотые монеты были отчеканены тиражом 175 штук по особому заказу Николая II. Их изготовили из уникального золотого самородка весом в 5 кг, найденного на царских приисках в Сибири. Монеты с профилем Николая II стали подарком для ближнего круга во время празднования 40-летия императора.
- Австралийский пенни 1930 г. Монетный двор Мельбурна отчеканил всего 6 монеток из серебра, покрытого слоем меди. На аверсе изображен портрет Георга V.
- «Большой золотой кленовый лист». Золотая монета номиналом 1 млн канадских долларов 2007 г. Уникальные экземпляры весом 100 кг, диаметром 53 см и толщиной 3 см изготовлены из золота 999,99 пробы Канадским Королевским монетным двором. Аверс «Кленового листа» украшает портрет Елизаветы II. Всего было произведено 6 штук, но одна из них была украдена из музея в 2017 г. и, скорей всего, переплавлена.