Термин «аукцион» пришел из латыни. Латинское «auctio», «auctionis» означает возрастание, увеличение, умножение. История аукционных торгов уходит во времена Древнего Вавилона, эта форма продаж использовалась человечеством на протяжении всех эпох. Изменялись правила и условия проведения, но основная цель остается неизменной – получение получение самой выгодной цены - как для покупателя, так и для продавца.
Что такое аукцион
Cформулируем отличительные черты аукциона от обычных продаж. Это публичные торги, во время которых потенциальные покупатели соревнуются между собой за право приобрести товар. Правила проведения аукциона устанавливаются заранее, организаторы торгов получают комиссионное вознаграждение.
Сегодня на аукционные продажи выставляются самые разные товары – меха, лошади, цветы, табак, древесина, финансовые активы, предприятия и прочее. Отдельную нишу занимают предметы, обладающие уникальными свойствами и коллекционной ценностью – антиквариат, произведения искусства, нумизматические раритеты и другие коллекционные объекты. Организаторами аукционов могут выступать торговые компании, ассоциации производителей товаров, брокерские фирмы, аукционные дома.

Виды аукционной торговли
Выделяют две основных схемы аукционов – английскую и голландскую. Разделение основано на способе установления цены.
Английская схема
Иначе ее называют аукцион с повышением цены. Торг начинается с того, что аукционист называет минимальную цену лота. Затем покупатели начинают предлагать свои суммы, причем каждое предложение выше, чем предыдущие. Обладателем лота становится тот, кто предложит самую значительную сумму. В настоящее время это самый распространенный вид аукционов.
Голландская схема
Второе название – аукцион с понижением цены. Торг начинается с предложения стартовой цены. Если желающих приобрести лот не находится, сумма начинает снижаться. Если желающих приобрести по сниженной цене несколько, то цена начинает снова идти вверх. Такие торги дольше, но позволяют выявить рыночную стоимость предметов и реализовать максимальное количество лотов.
Историческая справка
Впервые аукционы упоминаются в трудах древнегреческого ученого Геродота. Согласно его описанию, за 500 лет до н.э. в Древнем Вавилоне проводили «аукционы невест». Именно так заключались браки – юные девушки выставлялись на продажу, а потенциальные мужья торговались за приглянувшийся лот. Торги проводились на понижение цен – женихом становился тот, кто первым соглашался на предложенную цену.
В Римской империи также проводились аукционы, к ним прибегали даже императоры – сохранились свидетельства, что император Маркус Аурелий продавал с аукциона свою мебель, чтобы расплатиться с долгами. Кроме того, так часто продавали военные трофеи, взятые в многочисленных военных походах. Когда кто-то покупал трофей, распорядитель в знак подтверждения совершал удар копьем, вонзая его в землю. Считается, что именно так появилось традиционное завершение торгов – удар деревянным молотком и возглас «Продано» распорядителя аукциона.
После распада Римской империи о публичных торгах надолго забыли. Новые упоминания о них появились только в документах Голландии XVI в. Тогда на аукционах распродавали имущество, оставшееся после смерти людей, имевших незакрытые долги. Торг шел в основном со снижением цены, поэтому эта система и получила в дальнейшем название «голландской».
Благодаря развитию международных связей об аукционных торгах узнала вся Европа. В 1674 г. был основан крупнейший в Швеции Стокгольмский аукционный дом, в Лондоне заработали знаменитые Sotheby’s (1744 г.) и Christie's (1766 г.).
Рост популярности аукционной торговли в XVIII в. объясняется тем, что именно в это время среди аристократии возникла мода на чрезмерную роскошь. Следуя моде, представители знатных родов не всегда разумно тратили деньги на пиры и наряды, увязали в долгах – а для избавления от них выставляли на продажу семейные сокровища, в том числе предметы искусства.
Еще одна причина развития аукционов – наступившая эпоха Просвещения и связанный с ней всплеск интереса к собирательству. У аристократов и просвещенных людей коллекционирование стало статусным занятием. Коллекционировали редкие книги, гравюры, картины, старинные монеты, минералы и многое другое. Самые ценные экземпляры попадались именно на аукционах.
Толчком для развития аукционного рынка Европы стала Великая французская революция. На аукционах Европы и Англии появилось имущество французских дворян, казненных или успевших бежать из страны. Не случайно именно в разгар якобинского террора были основаны в Лондоне еще два аукционных дома – Bonhams (1793 г.) и Phillips (1796 г.).
В дальнейшем аукционная торговля по-прежнему напрямую зависит от исторических событий. Во второй половине XIX в. волна народных восстаний и промышленная революция привела к массовому разорению аристократов европейских стран. Этот период получил название «эпохи великих распродаж». Основным покупателем в этот период стали Соединенные Штаты Америки, в которых формировалась новая элита.
Первая мировая война, разорившая Европу, ожидаемо привела к кризису аукционной торговли, предложение значительно превышало спрос. Даже поток ценностей, хлынувший из революционной России, не помог восстановить арт-бизнес. Пришедшим к власти большевикам была необходима валюта, поэтому на мировых аукционах по выгодным ценам предлагались национализированные у русской аристократии предметы искусства и другие ценности. Но особенностью таких торгов стало сомнение покупателей в юридической чистоте сделки – на конфискованные новой властью ценности могли предъявить права их бывшие владельцы.

Фото - Adolph Hess. Каталог аукциона 204. Русские монеты XIX века. Дублеты русских музеев. Очный аукцион 43, декабрь 2024 года, лот 1083.
Великая депрессия в США, затронувшая и европейские страны, резко уменьшила количество платежеспособных коллекционеров. Еще большим потрясением стала Вторая мировая война.
Стабилизация началась в 50-х годах прошлого века, когда пошел рост объемов аукционных продаж. Сегодня это глобальный рынок, охватывающий практически все мировые регионы.
Международные аукционы
Очень велика роль аукционных торгов в международной торговле. Так, через аукционы продается до 70% чая, представленного на мировом рынке, для австралийской шерсти этот показатель достигает 95%. На сегодняшний день сформировались центры международной аукционной торговли для определенных видов товаров. Например, «чайные» аукционы проходят в городах, приближенных к месту выращивания чая – Калькутта (Индия), Коломбо (Шри-Ланка), Найроби (Кения), Сингапур (Сингапур). Центры пушной торговли находятся в Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Монреале, Копенгагене, Осло. Самые известные цветочные аукционы ожидаемо проходят в Нидерландах – в Амстердаме и Алсмере. Лошадей выставляют на продажу в Довиле (Франция) и Успенском (Россия). Основная торговля предметами искусства сосредоточена в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге.

Крупнейшими аукционными домами на мировом рынке остаются Sotheby's и Christie's, которые периодически опережают друг друга по сумме выручки, но конкурируют между собой. Среди лидеров остаются Bonhams и Philips. Заслуженных старейшин все увереннее теснят новички. Heritage (США) был основан только в 1976 г., но уже уверенно входит не только в ТОП-10, но и претендует на место в первой пятерке. Еще более молодой Poly (КНР) открылся в 2005 г., тем не менее сумел обойти большинство конкурентов, уступая только Sotheby's и Christie's.
Аукционы в России
В России аукционы появились благодаря императору Петру I. Во время путешествия по Европе молодой государь сам участвовал в публичных торгах, покупая на них книги, инструменты, предметы искусства, различные диковины для будущей Кунсткамеры. В 1723 г. он утвердил указ «О продаже конфискованных пожитков от Магистрата». Термин «аукцион» там не использовался, но были описаны принципы именно аукционной торговли. Вскоре публичные торги получили широкое распространение во всех российских губерниях, на них выставлялось самое разное имущество – от имений до сельскохозяйственной продукции.
Слово «аукцион» было введено в обиход императрицей Елизаветой Петровной, которая в указе 1726 г. упомянула «продажу аукционным порядком недвижимых имений». Публичные торги стали привычной реальностью. Кроме того, правители России через доверенных лиц часто принимали участие в зарубежных аукционах, приобретая предметы искусства и другие ценности.
После революции аукционы надолго исчезли из социалистической действительности, как пережитки царизма. Но уже в первые годы советской власти большевики начали активно распродавать экспроприированные у дворянских семей и даже из музеев предметы искусства, чтобы получить необходимую для страны валюту. Для этого использовали зарубежные аукционные биржи.
Активное развитие аукционной деятельности началось в 1990-х, как следствие масштабной приватизации. На торги выставлялись акции, предприятия и другая недвижимость. На них же распродавалось имущество разорившихся предприятий. В 1994 г. в Гражданском кодексе РФ появились разделы о правилах проведения аукционов.
С появлением прослойки богатых людей начал возрождаться антикварный бизнес.
Современные тенденции
Аукционная деятельность развивается вместе с развитием общества. Интереснейшим этапом стал выход публичных торгов в интернет. Появление электронных торговых площадок и их стремительно растущая популярность убедила старейшие аукционные дома развиваться в этом направлении – проводить трансляции аукционов, обеспечить возможность удаленного участия, привлекать к торгам молодое поколение.

Аукционный Дом "Редкие Монеты" проводит современные аукционы с использованием интернет-технологий участия, но мы ценим традиции: специальный зал, нарядная публика, деревянный молоток в руке аукциониста - все это остается на наших аукционах. Почувствуйте азарт поиска и радость приобртения жемчужины своей коллекции у нас, приходите на торги!