+7 (499) 703-41-35
+7 (985) 778-72-02
Whatsapp   Telegram   Viber
info@rarecoins.ru

понедельник–пятница c 1100 до 1900.

Главная » Статьи » Чеканка монет: от древности до наших дней

Чеканка монет: от древности до наших дней

Статьи

Назад к списку статей

История развития человеческого общества неразрывно связана с развитием денежных систем. Первые монеты были необработанными слитками металла, но затем на них стали наносить рисунки – вначале примитивные, затем все более сложные. Технологии совершенствовались, ручное изготовление сменилось автоматической штамповкой. Процесс совершенствования занял несколько веков.  

Что такое чеканка

Чеканкой называют процесс холодной или горячей штамповки, при котором изображение вдавливается в гладкую поверхность металлического диска. Для оттискивания рисунка используются специальные штампы (пуансоны), по одному на каждую сторону – лицевую (аверс) и обратную (реверс). На штамп наносится обратная (негативная) версия монетного рисунка.

Для ручной чеканки использовали молот, наковальню, верхний и нижний штампы, резец. Для горячей штамповки были необходимы клещи для удержания раскаленной заготовки. Изображение с пуансонов вбивалось в заготовку редкими, но мощными ударами молота.

В античном мире штампы в основном изготавливали из бронзы, они достаточно быстро изнашивались. Современные пуансоны делают из закаленной стали, способной выдержать сотни тысяч штамповок.

Чеканка древних монет

ЧЕКАНКА МОНЕТ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Все монеты изготавливались вручную мастерами-граверами. Поэтому, несмотря на старания мастеров сделать их однотипными, каждый экземпляр был уникальным. Так, при горячей штамповке на монете оставались следы от удерживающих ее клещей. На качество рисунка влияло и состояние штампа. Штемпеля, сделанные из бронзы, достаточно быстро изнашивались, причем быстрее приходила в негодность верхняя матрица.  

Согласно археологическим изысканиям и экспериментальным данным, до критического износа нижняя матрица выдерживала до 10 000 ударов, верхняя (со стороны молота) – от 100 до 8 000, в зависимости от качества металла и силы ударов. Иногда использовались и сильно изношенные штампы – например, в период кризиса Римской империи в III в. чеканку продолжали даже с треснувшими матрицами.    

Чеканка в Средневековье

Монетное дело развивалось. Появились гильдии, объединявшие граверов – мастеров по чеканке монет. Применялась в основном холодная чеканка. Для изготовления штемпелей использовали железо, найдены несколько экземпляров с участками из стали. Ручной труд не мог обеспечить растущий товарооборот металлическими деньгами, появилась необходимость в механизации.

XV век

В этот период в оборот начали вводить талеры, чей большой размер очень затруднял ручное изготовление. Силы мастера и веса даже самого большого молота было недостаточно для пробивки узора. Решением проблемы стало изобретение механического устройства – фальверка. Нижнюю матрицу крепили на наковальне, а верхнюю – на торце массивного бревна. Бревно силой нескольких человек или конной тягой, при помощи системы канатов и передаточного колеса, поднималось вверх, а затем отпускалось. К массе молотового снаряда добавлялась сила падения, и мощный удар отчеканивал четкое изображение на монетах большого размера. При недостаточной четкости удар повторяли, но при этом могло появиться смещение рисунка. 

Изобретение фальверка помогло решить еще одну проблему – изготовления идентичных штемпелей. Для этого путем сложных технических манипуляций на торец стального стрежня гравировкой наносили изображение аверса или реверса монеты – но не негативное, как на штамп, а позитивное. После этого при помощи фальверка изображение со стрежня вбивалось в заготовки для штампов, которые после закалки использовались по назначению. Так впервые удалось получить идентичные штампы, при помощи которых чеканились идентичные монеты. 

XVI век

Развитие монетного производства продолжалось. Эта сфера заинтересовала даже Леонардо да Винчи, который усовершенствовал молотовый станок, а в 1514 г. изобрел пресс для вырубки из металлической ленты заготовок для монет.  

Серьезным продвижением стало появление вальцевального станка - вальцверка. До его изобретения граверы, чтобы получить тонкую серебряную пластину для вырубки монет, выковывали ее вручную. В конструкцию станка входили полированные валы, вращающиеся навстречу друг другу. Металл протягивали между ними, постепенно уменьшая зазор до получения пластины нужной толщины. Затем из нее при помощи стальной трубы с заточенными краями вырубали заготовки для монет.

В 1550 г. вальцевальный станок усовершенствовали – используя тот же принцип, с его помощью начали чеканить монеты. Станок состоял из двух валов, соединенных зубчатой передачей. На один вал наносились негативные изображения аверса, на другой – реверса. Между ними прокручивали ленту серебра, получая на выходе отчеканенные монеты, оставалось только вырубить их из ленты.

Эта технология не только значительно ускорила процесс чеканки, но и улучшила его качество – отсутствовало двойное смещение рисунка, которое часто появлялось при чеканке фальверком. Изготовленные на вальцверке монеты можно было узнать по легкой изогнутости и следам вырубки по гурту. Государства Европы использовали эту технологию до конца XVIII в. 

XVII век

Вальцевальный чеканный станок был усовершенствован еще раз – появилась возможность менять штампы. Изготавливались специальные штампы с зажимными шипами, которые надежно закреплялись в отверстиях-«карманах» на валах. При необходимости штемпель можно было сменить.     

Еще одним новшеством стал шпильдельверк (винтовой пресс, балансир). Это была массивная станина выше человеческого роста с винтовым стержнем. В верхней части Т-образного механизма располагалась перекладина с утяжелителями и веревками на концах. Матрицу реверса закрепляли на основании, аверса – на нижнем торце винтового снаряда. Винт раскручивали при помощи лошади или нескольких человек, этой силы хватало на чеканку монеты за один удар. 

К концу XVII в. был изобретен гуртильный станок. Изображение на гурт наносилось с практической целью – как защита монеты от подделок, обрезки и опиливания. До середины XVII в. гурт в основном оставался гладким. Затем рисунок на него начали наносить в процессе чеканки монет на фальверке. Для этого заготовку помещали в кольцо с негативным изображением. При ударе металл заготовки вдавливался в кольцо, принимая его рисунок. Гуртильный станок значительно упростил технологию. Монета под давлением прокручивалась между двумя стальными рельсами, на одной из которых был нанесен рисунок. 

XVIII-XIX века

В дальнейшем шло совершенствование уже разработанных технологий. Серьезным прорывом стало изобретение в 1817 г. рычажного штамповочного механизма, основанного на рычаге в виде согнутого колена, передающего мощность. Станок получил название по имени его разработчика – механика Ульгорна из Гревенбройха на Рейне. Производительность станка системы Ульгорна доходила до 75 монет в минуту, им мог управлять один человек. Позже для управления стали использовать паровой привод, затем его сменил электродвигатель.

Современные технологии

ЧЕКАНКА МОНЕТ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Сегодня процесс изготовления металлических денежных знаков полностью автоматизирован. Роль человека ограничивается самым первым этапом – разработкой дизайна будущей монеты. Скульптор создает две модели – для аверса и реверса.

Трехмерный макет покрывают силиконовой резиной, на которой отпечатывается негативное изображение. После затвердевания ее снимают и заполняют эпоксидной смолой или протакрилом. В результате получают твердую копию-позитив. Все это выполняется в увеличенном масштабе, примерно в 6 раз. 

Затем на высокоточном граверно-копировальном станке из стальной заготовки изготавливается точная копия в размерах будущей монеты – первичный маточник, с позитивным изображением. Его используют для штамповки образцовых штемпелей-негативов. Затем следует несколько этапов по созданию промежуточных штампов – маточников-позитивов и штемпелей-негативов, с постепенным увеличением их количества. Конечным звеном этой цепочки становится нужное количество «рабочих штемпелей»-негативов, которые и используются для чеканки монет. Многомиллионные тиражи требуют десятки тысяч штампов.    

Заготовки автоматически вырезаются из металлической ленты, с последующим нанесением гурта. Следующий этап – механическая и химическая полировка поверхности. Затем, после сушки горячим воздухом, заготовки попадают в монетный пресс, где методом штамповки на них переносится изображение с рабочих штемпелей. Аверс и реверс штампуются одновременно.

Особенные технологии

Новейшие технологии позволяют получать монеты высокого художественного уровня – с различными покрытиями, рисунками и другими эффектами. Монетные дворы используют:

Многообразие и уникальная красота монет завораживают. Неслучайно нумизматика признана одним из самых популярных увлечений в мире. Старинные монеты хранят в себе тайны истории, а современные порой становятся настоящим произведением искусства. Аукционный Дом «Редкие монеты» предлагает свою помощь в составлении коллекции как начинающим, так и опытным нумизматам.

Назад к списку статей