Термин «бородовой знак» хорошо известен каждому, кто всерьез интересуется отечественной историей. Редкие сохранившиеся экземпляры становятся недешевым, но очень желанным украшением любой коллекции. За этими необычными по форме и русунку знаками скрывается непростая и даже трагичная страница русской истории.
Налог на бороду в средневековой Европе
Ошибкой было бы думать, что налог был изобретен Петром I. Запрет на растительность на лице уже вводился в европейских странах и имел религиозные корни. Римская церковь еще в 397 г, на Четвертом Карфагенском соборе приняла правило «Clericus nec comam nutriat nec barbam» – «священнослужитель не должен отращивать волосы и бороду». В 1119 г. эту традицию подтвердил и ужесточил Тулузский собор, постановив отлучать от церкви служителей с бородами. Что интересно, это относится только к католической вере, православная церковь эти догматы никогда не поддерживала – напротив, священник не мог быть безбородым.
Учитывая огромный авторитет церкви в обществе, неудивительно, что запрет вышел за пределы духовенства и стал обязательным и для дворянства. Нарушить традицию решился только король Франции Франциск I (1515-1547 гг.), став основателем моды на ношение бороды. Это вызвало разногласия в обществе, но спорить с королем затруднительно, к тому же положения Тулузского собора можно было истолковать как разрешение на короткую бороду. Своеобразным компромиссом и стал налог на бороды, введенный правительством.
Аналогичный налог был введен и в Англии – сначала в 1535 г. королем Генрихом VIII, а затем и его дочерью Елизаветой I. Причем налог Елизаветы I никак не зависел от длины бороды – им облагалась любая щетина, если ей было более двух недель.
Предыстория брадобрития в России
К моменту воцарения Петра I на российском престоле (Петр был коронован в 1682 г., но фактическим единовластным правителем стал только в 1689 г.) в европейских странах большинство мужчин предпочитало ходить с гладко выбритыми лицами. Впервые молодой царь столкнулся с этим обычаем в Немецкой слободе Москвы, позже – во время своего путешествия по Европе.
На Руси отношение к бороде было совершенно иным. Уже в Русской правде Ярослава Мудрого прописан штраф за повреждение чужой бороды. Согласно постулатам религии, Бог создал человека по образу и подобию своему. А на русских иконах христианский Бог неизменно изображался бородатым. То есть на Руси борода воспринималась как признак приверженности православию. Иван Грозный считал отступлением от веры даже простое подравнивание бороды. В 1550 г. им был издан указ, по которому за бритье бороды полагалось отлучение от церкви как еретику, а то и смерть от скорых на расправу опричников.
Но дело не только в религии. Бороды были атрибутом мужественности, отличием главы рода. Их носили мужчины всех сословий, от бояр до крестьян. В деревнях мужчина с редкой бороденкой считался ненадежным, получая насмешливое прозвище «босое рыло».
Ко времени воцарения Петра I для русского духовенства ношение бороды было обязательным условием, отличием от католических священников. Бояре, доставшиеся молодому царю от его отца, гордились своими бородами и даже клялись ими. В заметках современников говорится, что чем длиннее борода, тем большим уважением пользовался боярин.
А иноземные обычаи мало волновали как простой народ, так и знать. За границу ездить было не принято, на приезжающих иноземцев глазели как на диковинку, не собираясь перенимать обычаи. Так что затеянное Петром I избавление от бород стало не просто изменением внешнего облика. Царственный реформатор покусился на то, что для русского человека имело сакральное значение, на сами устои привычной жизни. И то, что для современного человека выглядит забавным курьезом, в те времена приводило к бунтам и трагедиям.
Бритье бород Петром I
Надо учитывать, что это решение было не капризом царя. Стремящийся «прорубить окно в Европу», наладить с ней торговый и культурный обмен, Петр I понимал: привычные для России пузатые бородачи из русских посольств выглядят в глазах европейцев архаично. Причем это относилось не только к волосам, но и к старинным нарядам. Для царя было важно сократить разрыв между закосневшей в старинных обычаях Россией и ушедшей вперед Европой, в том числе и во внешнем облике. Привыкший быстро принимать решения, царь не медлил и в этой ситуации.
1697-1698 гг. Петр I провел в Великом посольстве – дипломатической миссии, во время которой он со своими спутниками посетил несколько европейских стран. А на приветственном пиру 26 августа 1698 г., на следующий день после возвращения, собственноручно ножницами обрезал бороды у бояр самых знатных родов. Это продолжилось и в следующие дни, приводя бояр в шоковое состояние.
Фото - иллюстрация С. Ефошкина "На улицах старой Москвы. XVIII в." 1995 года, опубликовано в книге И.Руденко "Бородовые знаки 1698. 1705. 1724. 1725", Ростов-на-Дону, 2013г.
В 1699 г. был издан указ об обязательном бритье бороды и усов, а также дано распоряжение отчеканить 15903 медных бородовых знаков. Был ли отчеканен весь тираж неизвестно. Документов, подтверждающих фиксированный сбор бородовых пошлин, также не сохранилось.
Известно, что этот указ в обществе вызвал огромное сопротивление. Бритье бород считалось богопротивным делом, а «босое» лицо – смертельным позором. Священники могли отказать безбородому в благословении, известны случаи самоубийств после лишения бороды, по стране прокатилась волна бунтов. Петр I отменять указ не собирался. Напротив, распорядился создать специальный отряд из своих «потешных» войск, которые прямо на улице отлавливали и стригли горожан овечьими ножницами, а заодно укорачивали традиционно долгополые одежды. Но народное недовольство нарастало, мужчины всех сословий всячески старались избегать брадобрития, и даже упрямому царю пришлось искать новое решение.
В 1705 г. вышел новый указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» – с разрешением носить бороду, но только после уплаты особой пошлины. И ее размеры были совсем не символическими. Сумма пошлины зависела от положения в обществе:
- высшие чины (придворные, городовые дворяне, чиновники) – 600 рублей в год;
- купцы первой статьи – 100;
- купцы прочих статей и посадские люди – 60;
- прочие горожане – 30.
Право на безвозмездное ношение бород имели только священники, старообрядцы и проживающие в деревнях крестьяне. Тем не менее, приезжая в город, бородатый крестьянин должен был заплатить две денги (копейку) «с бороды».
Указ 1722 г. уравнял сумму пошлины – теперь обладатель бороды платил 50 рублей в год независимо от чина. Для сравнения – высшие государственные чины (дъяки) получали в год 100-300 руб., а годовая зарплата квалифицированного рабочего равнялась 24 рублям. Так что размеры пошлины были очень существенными, и это стало лучшим аргументом в пользу бритья. Плательщиков налога становилось все меньше.
Императрица Елизавета Петровна поддержала начинание отца, и только Екатерина II в 1772 г. отменила налог на бороду – с оговоркой, что государственные служащие, военные чины и придворные по-прежнему обязаны бриться.
Бородовые знаки
Уплатившему пошлину бородачу выдавался «бородовой знак» – специально отчеканенный жетон, подтверждающий право обладателя ходить с бородой. Его необходимо было постоянно иметь при себе. Кстати, его наличие не освобождало от общественной дискриминации – один из указов Петра I запрещал принимать челобитные «ежели кто с бородой придет и не в том платье», независимо от уплаты сбора.
Все бородовые знаки чеканились на Московском монетном дворе. Сегодня известно о выпусках 1699, 1705, 1724-1725 гг.
Затем их чеканка прекратилась – бородачей осталось мало, и хватало уже имеющихся жетонов. После 1730 г. бородовые знаки начали постепенно изымать, чем и объясняется их сегодняшняя редкость.
Хотя бородовые знаки не являются полноценными монетами, но в некоторых ситуациях они выполняли функцию платежного средства (например, при сборе налогов). Поэтому они являются полноправными нумизматическими экземплярами и включены во все известные каталоги.
Бородовой знак 1699 года (в некоторых источниках 1698 года)
Жетоны этого года уникальны – на сегодняшний день известно всего два экземпляра, оба хранятся в Эрмитаже. Причем долгое время жетон 1699 г. оставался единственным (подробно описан в 1837 г.), и только в 2018 г. под Псковом археологи нашли второй экземпляр. Согласно документам, их тираж составил 15903 экз.
Медный кружок диаметром около 13 мм отчеканен из меди, на одной стороне указан год «СЗГо ГОДУ» (в старинном буквенном выражении, древнее исчисление от «сотворения мира»), на другой находится изображение усов и бороды и надпись «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». По краю - рельеф из продолговатых точек.
Фото - Бородовой знак 1799(8) года из собрания Эрмитажа, опубликовано в книге И.Руденко "Бородовые знаки 1698. 1705. 1724. 1725", Ростов-на-Дону, 2013г.
Особая ценность знаков 1699 г. для монетного дела России заключается в том, что они стали первым примером круглых монет машинной чеканки – до этого в ходу много веков были «чешуйки» неправильной формы. В том же 1699 г. началась чеканка пробных полтин, но первыми образцами монет нового типа стали именно бородовые знаки.
Бородовой знак 1705 года
Следующий тираж жетонов также чеканили из меди по габаритам тогдашней копейки. Надпись и рисунок на лицевой стороне остались прежними, на оборотной отчеканен двуглавый российский орел и год в буквенной записи – «҂АѰЕ». По ободку с обеих сторон – узкий узорный ряд бус.
Фото - разновидности оформления бородовых знаков, опубликовано в книге И.Руденко "Бородовые знаки 1698. 1705. 1724. 1725", Ростов-на-Дону, 2013г.
Известны два вида рисунка – с широкой и узкой бородой. Встречаются бородовые жетоны 1705 г. с надчеканом – небольшим рельефом двуглавого орла рядом с изображением бороды, который ставился в результате повторной штамповки. Вероятно, надчекан использовали для продления срока действия жетона. Ставили его только на ММД.
Фото - Бородовой знак 1705 года с надчеканом. Узкая борода. Очный аукцион 7, апрель 2016 года, лот 191.
Бородовой знак 1725 года
В конце 1724 г. был предложен новый бородовой знак оригинального дизайна, пробные образцы которого отчеканили на Санкт-Петербургском монетном дворе. Это был медный жетон, имеющий форму ромба. Лицевую сторону украшает выпуклая надпись «С БОРОДЫ ПОШЛИНА ВЗѦТА», под ней указан год – уже в цифровом виде. Оборотная сторона гладкая, только по периметру идет узкий ободок. Еще одна интересная особенность: на гурте отчеканена надпись «БОРОДА ЛИШНѦѦ ТѦГОТА». В верхнем и нижнем углах ромба были проделаны отверстия, чтобы жетон можно было прикрепить к одежде.
Согласно сохранившимся документам, в начале 1725 г. на Санкт-Петербургском МД было отчеканено 2600 бородовых знаков нового образца. Но, судя по всему, за прошедшие годы количество людей, готовых платить за бороду, значительно уменьшилось. Сохранился запрос Московской монетной конторы 1728 г. о том, что делать с невостребованными жетонами. Указом Сената было велено перелить их в монеты. Сегодня известно о четырех музейных экземплярах, три из которых находятся в Эрмитаже, а четвертый – в одном из музеев Германии.
Фото - Бородовой знак 1725 года. Новодел. Очный аукцион 42, октябрь 2024 года, лот 285.
Наше предложение
Аукционный Дом "Редкие Монеты" специализируется в проведении аукционов по русским монетам и медалям. На каждом аукционе представлены предметы, имеющие отношение к реформам Петра Великого, в том числе бородовые знаки. Наши эксперты проводят бесплатную экспертизу, помогают в формировании коллекций. На все купленные у нас предметы, предоставляется бессрочная гарантия подлинности. Мы с удовольствием станем Вашим проводником в увлекательном мире нумизматики.